107497, г. Москва, ул. Амурская, д. 9/6
+7 (495) 462-21-19 - канцелярия
+7 (495) 730-70-80 - отдел торговли

Государственные и муниципальные власти будут закупать отечественные отопительные приборы

25.05.2020

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 617 от 30.04.2020 г. «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приоритетом при государственных и муниципальных закупках станут конвекторы и радиаторы отопления российского производства. Так называемое правило «третий лишний» подразумевает, что при проведении закупок некоторых категорий промтоваров заказчик должен будет отклонить те заявки, где промтовары поставляются из других государств, если для участия в закупке было получено две и более заявок, в которых предлагается отечественная продукция.

В список промышленных товаров, для которых будут действовать ограничения по участию в закупках для государственных и муниципальных нужд продукции зарубежных производителей, вошли отопительные приборы всех типов и из всех видов металлов, включая биметаллические, стальные, алюминиевые и чугунные радиаторы.

Напомним, что уже 5 лет представители Ассоциации производителей радиаторов отопления предлагают властям предоставить преимущественное право участия в закупках для государственных и муниципальных нужд именно российским производителям отопительного оборудования. Добиться нужного результата удалось лишь после 7-й заявки АПРО. Достижение можно считать впечатляющим, так как «правило третий лишний» в отношении иностранных товаров считается одним из самых суровых и обычно используется лишь для стратегически важной для безопасности страны или здоровья граждан продукции.

Отопительный прибор

Новое постановление начало действовать в мае текущего года и коснется всех государственных и муниципальных закупок, сведения о которых содержатся в единой информационной системе.

Как российским производителям радиаторов и конвекторов получить преимущественный доступ к государственным и муниципальным закупкам? Что нужно сделать, чтобы правило действительно работало?

В то же время для того, чтобы начало действовать «правило третий лишний» достаточно подать заказчику две заявки, например, одну от компании из России, другую — из Белоруссии. Если обе заявки соответствуют требованиям заказчика, то производители из третьих стран уже не смогут участвовать в конкурсе.

Также нужно знать, что в заявке о поставках отопительного оборудования из России или стран Евразийского союза нельзя предлагать один и тот же тип приборов одного изготовителя или производителей, которые относятся к одной промышленной группе. Данное условие позволяет сохранить конкуренцию. Чтобы «правило третий лишний» действовало максимально эффективно, АПРО призывает российские компании, производящие радиаторы и конвекторы, принимать активное участие в тендерах на приобретение отопительных приборов для госнужд.

Для отечественных компаний подтверждением служит запись в реестре промышленной продукции, изготовленной в РФ, который ведет Минпромторг. Поставщики и производители из стран Евроазиатского союза для оформления подтверждения должны получить в Торгово-промышленной палате своего государства сертификат о происхождении товара. Это документ должен соответствовать требованиям, утвержденным Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009.

Учтите, что теперь производители из России, Белоруссии и Казахстана имеют право предоставить подтверждение позже, то есть подать заявку на участие в государственной закупке можно без него. Предполагается, что участвуя в конкурсе, участник дает обязательство предоставить соответствующий документ в дальнейшем, но не позднее, чем на стадии выполнения заключенного договора.

Обратите внимание! Постановление Правительства НЕ касается следующих ситуаций:

  • Закупки, осуществляемые фирмами с государственным участием и отдельными категориями юридических лиц, которые проводятся в соответствии с № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Закупки, которые осуществляют фонды (региональных операторов) программ капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Закупки радиаторов и конвекторов, которые выполняют строительные организации, выступающими подрядчиками и исполнителями других видов работ для государственных и муниципальных органов.